Эссе

«Моя педагогическая философия» 

Учитель - это состояние души…

Если учитель имеет только любовь к делу,
он будет хороший учитель.
Если учитель имеет только любовь к ученикам,
как отец, мать, он будет лучше того учителя,
который прочел все книги,
но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам.
Если учитель соединяет в себе любовь
к делу и к ученикам, он совершенный учитель.
(Л.Н. Толстой)

Вспоминая своё детство, школу, я вижу себя маленькой девочкой, сидящей за школьной партой. На уроках я внимательно слушала учительницу, следила за каждым её словом, взглядом, движением. Она для меня была образцом справедливости, доброты, честности. Всегда умела найти нужное слово, похвалить, подбодрить.
О профессии педагога я знала не только по школьным учителям, но и по своей маме. Она была воспитателем. Мне так хотелось быть на неё похожей. Неслучайно и любимыми играми в детстве были игры в школу. Другой профессии в своем будущем я даже и не представляла - только учителем! 
Теперь, когда я иду по её стопам, всегда незримо чувствую её поддержку. А если удается повидаться хоть на часок, то такой покой в душе и разговоры, разговоры, разговоры… Она – о своей, прошлой жизни , а я - о своей, настоящей, а выходит все о них- о детях.
Много профессий на свете, но эту профессию не выбирают, выбирает ОНА! Случайных людей здесь не бывает, они просто не смогут жить в этом состоянии. "Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию" (Л.Н.Толстой).
Как быстро летит время! Кажется, совсем недавно я встретилась со своими первыми учениками. А за плечами уже 26 лет школы. Сколько доброго, согревающего душу, приходит на память! Это были годы поисков, раздумий, разочарований, открытий, которые перевернули всю мою жизнь.
Каждый дорогу жизни выбирает по-своему... Главный вопрос теперь, а правильно ли я сделала свой выбор?
Я - счастливый человек! Я - созидатель! Именно мне доверено «сеять разумное, доброе, вечное» в маленькие души самых прекрасных сокровищ на Земле! Я – УЧИТЕЛЬ!
Учителя на виду везде и всегда. Мы у ребят, как на ладони. Дети внимательны и наблюдательны относительно нашего поведения, восприятия окружающего. Обсуждая и проигрывая поступки и предложенные ситуации, я повторяю золотое правило этики:  поступай с другими так,  как ты хотел, чтобы поступали с тобой.
Моё педагогическое кредо – всегда слышать и чувствовать  ребёнка. Я работаю не для себя, а для детей. Смысл моей работы не учить детей, а научить их учиться. Ценность  в том, что я могу увидеть в ученике его природные задатки и развить его способности. Но приоритетней всего в моей работе как учителя воспитать личность и сохранить душу маленького человека. «Учитель - плодотворный луч солнца для молодой души, которого ничем заменить невозможно». К.Д. Ушинский
Каждый прав по-своему, мнение любого человека имеет право на жизнь. Только человек с активной жизненной позицией, со своими пристрастиями и увлечениями может стать личностью. Это очень ценится в коллективе. Идут именно за такими. Но личностями не рождаются, а становятся. За этим стоит целеустремленность и трудолюбие.
      Поэтому одна из целей моей педагогической деятельности  – разглядеть в каждом ученике личность, развить то ценное, что заложено природой. Научить отстаивать свое мнение в любой жизненной ситуации. Уметь признавать ошибки и исправлять их. Не останавливаться перед трудностями, а преодолевать их.  
Российское образование перешло на новые государственные стандарты. Мы стоим на пороге нового периода развития образования. С энтузиазмом вливаюсь в национальную образовательную инициативу «Наша новая школа», смело и свободно экспериментирую.  
Государство сделало новый социальный заказ школе: стране нужны всесторонне развитые выпускники. Понимаю, вопрос об обновлении образования назрел. Нам нужна новая школа, где ребёнок изучал бы не только достижения прошлого, но и технологии, которые пригодятся в будущем для успешной социализации в обществе. Хочу, чтобы каждый ребёнок мог иметь достойное образование, перспективу на жизнь.  Наши дети – это будущее нашей страны. А значит и мое будущее тоже.
В настоящее время развитие творческой одаренности учащихся является одним из основных запросов, которые жизнь предъявляет к образованию. Изменения во всех областях жизни происходят с невиданной скоростью. Объем информации удваивается каждые два года. Знания устаревают быстрее, чем человек успевает их использовать. Для того, чтобы успешно жить и действовать в современном мире, детям необходимо быть постоянно готовым к изменениям, сохраняя при этом свою неповторимость.
      Таким образом, развитие творческой одаренности становится одной из основных задач современного образования и воспитания. Для этого необходима специальная образовательно-воспитательная технология, которая бы позволяла развивать уникальный творческий потенциал каждого ученика.
Ученик - это не чистый лист бумаги, на котором ты можешь писать все, что захочешь, и не емкость, которую можно наполнить, а скорее факел. И чтобы его зажечь, помочь маленькой искре воспламениться, нужно создать условия для развития его познавательных и творческих способностей, увлечь, любыми способами заинтересовать.
Для этого учитель должен быть философом: уметь размышлять о смысле жизни, о нравственных ценностях, ставить цель и стремиться к её исполнению. Именно поэтому эта профессия одна из самых важных и ответственных! В первую очередь учителю нужно научиться любить ребёнка с его достоинствами и недостатками. Да, они разные: одарённые и обычные, смелые и робкие, хитрые и добрые. Нужно стараться выстроить доверительные отношения, помочь каждому ребёнку реализовать себя как личность.
Я часто думаю, как мои ученики войдут в этот мир, найдут ли в жизни своё место, сумеют ли реализовать себя.… Чтобы помогать в этом детям, я стараюсь совершенствовать своё педагогическое мастерство, творческие способности, свои личностные качества. Постигая различные дисциплины, я передаю знания ученикам, увлекаю своим мастерством, опытом.
Я очень люблю свою профессию, свой предмет, трепетно отношусь к ученикам.  И хотя уже много лет работаю в школе, постоянно учусь, пополняю свои знания. Учусь по книгам, у своих коллег, использую инновационные технологии. А еще я постоянно учусь у своих учеников. Учусь у них многому тому, чего не найдешь ни в одном учебнике: дружелюбию и милосердию, внимательности и сосредоточенности. Вот так и происходит, что я учу их, а они учат меня.
На первом месте моего педагогического творчества – родное слово. И интеллект, и характер, и судьба, и даже состояние здоровья – всё, благодаря  языку, благодаря его богатству. Моё предназначение: зажечь сердца ребят любовью к родному языку; пробуждать стремление в будущее, лелея прошлое и зная настоящее. Я считаю, что если народ знает и ценит свою историю, то он имеет и будущее. Такой народ никогда не исчезнет с земли, внося, как и другие, свой вклад в сокровищницу мировой культуры. А ключ к этому – родной язык.
Поэтому делом моей жизни стало – развивать и поддерживать любовь, прививать чувство гордости, глубокого уважения ребят к родному  языку.
Любовь к предмету у ребёнка определяется отношением к учителю. А в начальной школе ты формируешь представление у детей не только об учёбе, но и обо всём, что их окружает. И то, с каким настроением они будут учиться дальше, во многом зависит от тебя.
Одна из первостепенных задач учителя начальных классов не только привить интерес к учению, но и суметь сохранить его на протяжении всех лет обучения. Учитель должен помочь ребятам объединиться, создать в классе дружескую атмосферу и единый коллектив, научить правильно действовать в различных ситуациях, не бояться трудностей, уметь их преодолевать.
Работая учителем литературного чтения и русского языка, я всегда задумывалась над таким вопросом: «А что нужно каждому ребенку в первую очередь?». И пришла к выводу – общение и любовь. Через общение дети постигают тайны мироздания писателя, узнают загадки души героев, пытаются приобрести навыки грамотного письма. Учитель не просто  должен общаться с ребенком, а вместе с ним переживать, грустить, понимать,  постигать бытие. Педагог должен уметь перевоплощаться, входить в роль, удивлять. Профессия учителя, по моему глубокому убеждению, сродни актёрской. Его зрители – ученики, они должны встречать каждый день в школе заинтересованным взглядом.
Каждое утро я тороплюсь к своим маленьким непоседам, чтобы снова увидеть их лучезарные улыбки, услышать их звонкие голоса, чтобы поделиться с ними частичкой своего сердца и теплотой души. Когда-то давно у одного из детских писателей я прочитала о том, что у каждого ребенка в глубине спрятаны серебряные колокольчики. Надо их отыскать, затронуть, чтобы они зазвенели весёлым добрым звоном, чтобы мир ребят стал светлым и радостным.
Я хочу и приложу все усилия, чтобы подрастающие дети стали достойными людьми, искренними, неравнодушными к чужой беде, готовыми прийти на помощь. Надеюсь, что все мои ученики будут сильными, добрыми, справедливыми, уверенными в себе, стремящимися к поставленной цели, сохраняя при этом свое человеческое достоинство; были творческими, имеющими свое мнение и умеющими его отстаивать, уважая при этом мнение других. Надеюсь, что они станут не только умнее, образованнее, но и мудрее.  

Комментариев нет:

Отправить комментарий