«Моя
педагогическая философия»
Учитель - это
состояние души…
Если учитель имеет только любовь к делу,
он будет хороший учитель.
Если учитель имеет только любовь к ученикам,
как отец, мать, он будет лучше того учителя,
который прочел все книги,
но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам.
Если учитель соединяет в себе любовь
к делу и к ученикам, он совершенный учитель.
(Л.Н. Толстой)
Вспоминая своё детство, школу, я вижу себя
маленькой девочкой, сидящей за школьной партой. На уроках я внимательно слушала
учительницу, следила за каждым её словом, взглядом, движением. Она для меня
была образцом справедливости, доброты, честности. Всегда умела найти нужное
слово, похвалить, подбодрить.
О профессии педагога я знала не только
по школьным учителям, но и по своей маме. Она была воспитателем. Мне так хотелось
быть на неё похожей. Неслучайно и любимыми играми в детстве были игры в школу.
Другой профессии в своем будущем я даже и не представляла - только
учителем!
Теперь, когда я иду по её стопам, всегда
незримо чувствую её поддержку. А если удается повидаться хоть на часок, то
такой покой в душе и разговоры, разговоры, разговоры… Она – о своей, прошлой
жизни , а я - о своей, настоящей, а выходит все о них- о детях.
Много профессий
на свете, но эту профессию не выбирают, выбирает ОНА! Случайных людей здесь не
бывает, они просто не смогут жить в этом состоянии. "Не тот учитель, кто
получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя
уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта
уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые
человек приносит своему призванию" (Л.Н.Толстой).
Как быстро летит время! Кажется, совсем
недавно я встретилась со своими первыми учениками. А за плечами уже 26 лет
школы. Сколько доброго, согревающего душу, приходит на память! Это были годы
поисков, раздумий, разочарований, открытий, которые перевернули всю мою жизнь.
Каждый дорогу жизни выбирает
по-своему... Главный вопрос теперь, а правильно ли я сделала свой выбор?
Я - счастливый человек! Я - созидатель!
Именно мне доверено «сеять разумное, доброе, вечное» в маленькие души самых
прекрасных сокровищ на Земле! Я – УЧИТЕЛЬ!
Учителя на виду везде и всегда. Мы у
ребят, как на ладони. Дети внимательны и наблюдательны относительно нашего
поведения, восприятия окружающего. Обсуждая и проигрывая поступки и
предложенные ситуации, я повторяю золотое правило этики: поступай с другими так, как ты хотел, чтобы поступали с тобой.
Моё педагогическое кредо – всегда
слышать и чувствовать ребёнка. Я работаю
не для себя, а для детей. Смысл моей работы не учить детей, а научить их
учиться. Ценность в том, что я могу увидеть
в ученике его природные задатки и развить его способности. Но приоритетней
всего в моей работе как учителя воспитать личность и сохранить душу маленького
человека. «Учитель - плодотворный луч солнца для молодой души, которого ничем
заменить невозможно». К.Д. Ушинский
Каждый прав по-своему, мнение любого
человека имеет право на жизнь. Только человек с активной жизненной позицией, со
своими пристрастиями и увлечениями может стать личностью. Это очень ценится в
коллективе. Идут именно за такими. Но личностями не рождаются, а становятся. За
этим стоит целеустремленность и трудолюбие.
Поэтому одна из целей моей педагогической
деятельности – разглядеть в каждом
ученике личность, развить то ценное, что заложено природой. Научить отстаивать
свое мнение в любой жизненной ситуации. Уметь признавать ошибки и исправлять
их. Не останавливаться перед трудностями, а преодолевать их.
Российское образование перешло на новые
государственные стандарты. Мы стоим на пороге нового периода развития
образования. С энтузиазмом вливаюсь в национальную образовательную инициативу
«Наша новая школа», смело и свободно экспериментирую.
Государство сделало новый социальный
заказ школе: стране нужны всесторонне развитые выпускники. Понимаю, вопрос об
обновлении образования назрел. Нам нужна новая школа, где ребёнок изучал бы не
только достижения прошлого, но и технологии, которые пригодятся в будущем для
успешной социализации в обществе. Хочу, чтобы каждый ребёнок мог иметь
достойное образование, перспективу на жизнь.
Наши дети – это будущее нашей страны. А значит и мое будущее тоже.
В настоящее время развитие творческой
одаренности учащихся является одним из основных запросов, которые жизнь
предъявляет к образованию. Изменения во всех областях жизни происходят с
невиданной скоростью. Объем информации удваивается каждые два года. Знания
устаревают быстрее, чем человек успевает их использовать. Для того, чтобы
успешно жить и действовать в современном мире, детям необходимо быть постоянно
готовым к изменениям, сохраняя при этом свою неповторимость.
Таким образом, развитие творческой
одаренности становится одной из основных задач современного образования и
воспитания. Для этого необходима специальная образовательно-воспитательная
технология, которая бы позволяла развивать уникальный творческий потенциал
каждого ученика.
Ученик - это не чистый лист бумаги, на
котором ты можешь писать все, что захочешь, и не емкость, которую можно
наполнить, а скорее факел. И чтобы его зажечь, помочь маленькой искре
воспламениться, нужно создать условия для развития его познавательных и
творческих способностей, увлечь, любыми способами заинтересовать.
Для этого учитель должен быть философом:
уметь размышлять о смысле жизни, о нравственных ценностях, ставить цель и
стремиться к её исполнению. Именно поэтому эта профессия одна из самых важных и
ответственных! В первую очередь учителю нужно научиться любить ребёнка с его
достоинствами и недостатками. Да, они разные: одарённые и обычные, смелые и
робкие, хитрые и добрые. Нужно стараться выстроить доверительные отношения,
помочь каждому ребёнку реализовать себя как личность.
Я часто думаю, как мои ученики войдут в
этот мир, найдут ли в жизни своё место, сумеют ли реализовать себя.… Чтобы
помогать в этом детям, я стараюсь совершенствовать своё педагогическое
мастерство, творческие способности, свои личностные качества. Постигая
различные дисциплины, я передаю знания ученикам, увлекаю своим мастерством,
опытом.
Я очень люблю свою профессию, свой
предмет, трепетно отношусь к ученикам. И
хотя уже много лет работаю в школе, постоянно учусь, пополняю свои знания.
Учусь по книгам, у своих коллег, использую инновационные технологии. А еще я
постоянно учусь у своих учеников. Учусь у них многому тому, чего не найдешь ни
в одном учебнике: дружелюбию и милосердию, внимательности и сосредоточенности.
Вот так и происходит, что я учу их, а они учат меня.
На первом месте моего педагогического
творчества – родное слово. И интеллект, и характер, и судьба, и даже состояние
здоровья – всё, благодаря языку,
благодаря его богатству. Моё предназначение: зажечь сердца ребят любовью к
родному языку; пробуждать стремление в будущее, лелея прошлое и зная настоящее.
Я считаю, что если народ знает и ценит свою историю, то он имеет и будущее.
Такой народ никогда не исчезнет с земли, внося, как и другие, свой вклад в
сокровищницу мировой культуры. А ключ к этому – родной язык.
Поэтому делом моей жизни стало –
развивать и поддерживать любовь, прививать чувство гордости, глубокого уважения
ребят к родному языку.
Любовь к предмету у ребёнка определяется
отношением к учителю. А в начальной школе ты формируешь представление у детей
не только об учёбе, но и обо всём, что их окружает. И то, с каким настроением
они будут учиться дальше, во многом зависит от тебя.
Одна из первостепенных задач учителя
начальных классов не только привить интерес к учению, но и суметь сохранить его
на протяжении всех лет обучения. Учитель должен помочь ребятам объединиться,
создать в классе дружескую атмосферу и единый коллектив, научить правильно
действовать в различных ситуациях, не бояться трудностей, уметь их
преодолевать.
Работая учителем литературного чтения и
русского языка, я всегда задумывалась над таким вопросом: «А что нужно каждому
ребенку в первую очередь?». И пришла к выводу – общение и любовь. Через общение
дети постигают тайны мироздания писателя, узнают загадки души героев, пытаются
приобрести навыки грамотного письма. Учитель не просто должен общаться с ребенком, а вместе с ним
переживать, грустить, понимать, постигать бытие. Педагог должен уметь
перевоплощаться, входить в роль, удивлять. Профессия учителя, по моему
глубокому убеждению, сродни актёрской. Его зрители – ученики, они должны
встречать каждый день в школе заинтересованным взглядом.
Каждое утро я тороплюсь к своим
маленьким непоседам, чтобы снова увидеть их лучезарные улыбки, услышать их
звонкие голоса, чтобы поделиться с ними частичкой своего сердца и теплотой
души. Когда-то давно у одного из детских писателей я прочитала о том, что у
каждого ребенка в глубине спрятаны серебряные колокольчики. Надо их отыскать,
затронуть, чтобы они зазвенели весёлым добрым звоном, чтобы мир ребят стал
светлым и радостным.
Я хочу и приложу все усилия, чтобы
подрастающие дети стали достойными людьми, искренними, неравнодушными к чужой
беде, готовыми прийти на помощь. Надеюсь, что все мои ученики будут сильными, добрыми,
справедливыми, уверенными в себе, стремящимися к поставленной цели, сохраняя
при этом свое человеческое достоинство; были творческими, имеющими свое мнение
и умеющими его отстаивать, уважая при этом мнение других. Надеюсь, что они
станут не только умнее, образованнее, но и мудрее.
Комментариев нет:
Отправить комментарий