Из опыта работы

Описание системы опыта работы учителя начальных классов Племяниковой Т. В.

Я окончила Тульский государственный педагогический институт им. Л. Н. Толстого в 1987 году по специальности учитель начальных классов . На протяжении всего последующего времени работала по полученной специальности в общеобразовательных  школах г. Тулы. С 2007 года преподаю в начальных классах МБОУ «Лицей №1», где введено предметное обучение, и проводился эксперимент по ускоренному обучению в начальной школе.
На своих уроках применяю различные технологии: ИКТ, игровые, личностно-ориентированные , разноуровневые, проектные, здоровьесберегающие, коммуникативные и другие.
На современном этапе наблюдается всестороннее массовое внедрение информационных технологий во все сферы образования. Перед каждым учителем стоят новые задачи: овладеть навыками работы с компьютерной техникой и методикой применения компьютера как средства обучения, уметь находить, использовать нужную информацию, научить этому детей. Я стараюсь в полной мере овладеть основами необходимых знаний по практическому использованию компьютерных технологий, применять их в учебном процессе. Разрабатываю уроки с использованием программы Power point, осваиваю медиаресурсы и пытаюсь использовать возможности интерактивной доски, установленной в этом учебном году в кабинете. Используя компьютерные технологии, я вижу повышение мотивации детей к учебе, углубление их знаний. Информационные компьютерные технологии на уроках и во внеурочное время – одни из главных моих помощников в работе.
Замечательным средством обучения и воспитания является игра. Особенностью игровых технологий является то, что в игре все равны. Она посильна практически каждому ученику. Чувство равенства, атмосфера увлеченности, ощущение посильности заданий дает возможность ученику самоутвердиться, быстрее и лучше усвоить программный материал.
Регулярно использую на своих уроках развивающее обучение. Это помогает развить в ребенке интеллектуально творческую личность,  креативное  мышление.  Много внимания уделяю здоровьесберегающей технологии. Учебный день начинаем с небольшой физзарядки, которую проводят дети. На уроке провожу не только физминутки, но и упражнения для глаз, для нормализации осанки, пальчиковые игры.
В своей деятельности создаю проблемные, поисковые, исследовательские ситуации на уроках. Для эффективности урока использую разные формы обучения: фронтальную, индивидуальную, работу в парах и группах, а также различные методы обучения: словесные, наглядные, поисковые, исследовательские; использую разные виды контроля: тесты, зачеты, взаимопроверки, применяю проектную методику. Использование проектной деятельности способствует подготовке учащихся к реальным условиям жизни. Она выявляет и развивает творческие способности. Работа над проектом способствует умению планировать и организовывать свою деятельность, расширяет кругозор учеников.
Каждый ребенок обязательно должен находиться в ситуации успеха. Ее помогает поддерживать важный метод саморефлексии – портфолио. Считаю, что эта работа способствует повышению самооценки ученика, развитию мотивации, творческого роста. Портфолио позволяет проследить индивидуальный прогресс ученика в процессе обучения.
На протяжении трех лет изучала новые образовательные стандарты, во главе угла которых стоит использование системно-деятельностного подхода в обучении. Нужно строить свою работу так, чтобы дети добывали знания сами. Не просто получили определенную сумму знаний, умений и навыков, а самостоятельно могли анализировать, мыслить, познавать, оценивать, самовыражать свою деятельность. Сейчас, работая в первом классе, осваиваю новые стандарты на практике. Честно говоря, приходится нелегко, но я понимаю всю важность и актуальность работы.
В настоящее время я работаю по обновленной программе «Школа России», веду русский язык и литературное чтение.
Основная задача уроков русского языка – развитие школьника как личности,  полноценно владеющей устной и письменной речью. Большое внимание уделяю формированию каллиграфических, орфографических и пунктуационных навыков, работаем над обогащением словарного запаса, толкованием слов, обращаемся к истокам слова, подбираем однокоренные слова, синонимы, антонимы, разбираем фразеологизмы. Детям очень нравится выполнять творческие работы. При работе над развитием орфографической зоркости много лет использую некоторые эффективные, на мой взгляд, приемы, о которых хотелось бы упомянуть.
Зеленая ручка. Уже работая в прописях, ученики выделяют зеленым цветом «опасные буквы в словах». При такой работе у ребенка автоматически срабатывает сигнал: «Стоп! Остановись и подумай!». Это значит, что ребенок остановится до того, как успеет сделать ошибку.
«Волшебный» квадратик. Это первый помощник при проверке письменной работы. Закрыв строчки кусочком картона, ученик медленно, по слогам открывает и прочитывает написанное слово: квадратик не дает глазу «бежать» при чтении дальше. Таким образом, можно найти или пропущенную букву, или неправильно написанное соединение букв, или ошибку.
Какография. На мой взгляд, это интересный прием, связанный с вопросом применения на уроках проблемного обучения. Это умышленно ошибочное письмо, которое предлагается ученику с целью нахождения и исправления ошибок. Исправление детьми чужих ошибок позволяет им корректировать собственные записи, видеть и исправлять свои ошибки, допущенные на изученные ранее орфограммы. Это помогает воспитывать самостоятельность мышления, наблюдательность, интерес к учению. Задания позволяют создать атмосферу сотрудничества на уроке. «Какография, -утверждал К.Д. Ушинский, -употребляемая вовремя и с умением…,занятие весьма полезное; но ее должно употреблять только как проверку и закрепление орфографических знаний, уже приобретённых учеником». Он также предостерегал учителей от несвоевременного и частого употребления какографии, «ибо неправильно написанное слово затверживается в памяти зрения»
Словарики. Для лучшего написания слов с непроверяемым написанием записываем их в блокнотики. Удобно повторять слова, готовится к словарному диктанту, выполнять другие виды работ на уроке и дома.
Многобуквы и росчерки. Изучая методическую литературу по русскому языку, я обращала внимание на однообразие заданий и скучный для детей формальный подход к проведению минуток чистописания. Считаю, что каллиграфическая минутка должна быть интересной, обязательно связанной с новой темой урока или с повторением пройденного материала. Стараясь отойти от однообразного прописывания букв и их соединений, в УМК «Школа-2100» я нашла интересные приемы по каллиграфии – многобуква и росчерки и дополнила работу с ними. В зависимости от темы урока можно включать в многобукву, например: разные группы согласных и гласных букв, двузвучные гласные, заглавные буквы, с нижним, верхним соединениями, предлоги и т.д. Бывает, в многобукве дети находят большое количество букв. Тогда можно придумать разнообразные дополнительные задания:  найди лишнюю букву, раздели буквы на группы, выпиши буквы, в которых содержится тот или иной элемент, запиши буквы в алфавитном порядке, придумай слова с данной группой букв, и т.д. Росчерки развивают скоропись, точность линий, глазомер, закрепляется начертание отдельных элементов, параллельность штрихов, одинаковый наклон.
На уроках чтения работаю над формированием и развитием у учащихся речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Наряду с развитием беглого чтения ведется работа над умением постигать смысл прочитанного, обобщать, выделять главное, эмоционально откликаться на прочитанное, работать над расширением кругозора через чтение разнообразных по жанру и содержанию книг. Детям нравятся уроки чтения. Интерес к чтению прививаю с первых уроков обучения грамоте. Разнообразные формы и методы обучения грамоте приносят большой успех и хорошие результаты. Очень радует, что все дети систематически приходят в библиотеку, чтобы взять книгу для самостоятельного чтения. В начале каждого урока провожу жужжащее чтение (2-4 минуты). Часто использую прием инсценирования прочитанного произведения. Он эффективен для развития речи детей. Традиционным стало «каникулярное чтение», после которого ученики приносят прочитанную книгу в класс, пересказывают понравившийся эпизод. Из книг создаем выставку – библиотечку, где каждый может взять почитать заинтересовавшую его книжечку. С увлечением дети создают рукописные журналы, газеты, книжки-малышки.  Дети с удовольствием ждут ежемесячную проверку техники чтения. Как правило, она радует и меня, и их улучшением качества и увеличением количества прочитанных слов.
Методическая тема, над которой я работаю, называется «Совершенствование техники чтения младших школьников». Мной разработаны и созданы индивидуальные задания, которые помогают учащимся овладевать навыками грамотного чтения.
Результатом использования мной различных образовательных технологий является следующий уровень успеваемости:

2008-09 уч. г.
2009-10 уч. г.
2010-11 уч. г.
2011-12 уч. г.
2012-13 уч. г.

Рез-ть
Кач-во
Рез-ть
Кач-во
Рез-ть
Кач-во
Рез-ть
Кач-во
Рез-ть
Кач-во
Русский язык
100
86
100
87
1 кл.
1 кл.
100
100
100
100
Литературное чтение
100
100
100
100
1 кл.
1 кл.
100
100
100
100

Мои ученики принимали участие в различных лицейских, районных, всероссийских конкурсах и олимпиадах. В международной лингвистической игре-путешествии «Русский медвежонок- языкознание для всех». В Областном заочном конкурсе исследовательских работ «Путешествие по линиям Родословной» (2012 год), в районном конкурсе чтецов «Во имя Родины и памяти стихи живут средь нас по праву», посвященном празднованию 65-летия Победы, в районной олимпиаде по русскому языку мои ученики стали победителями.
Для повышения своего методического и педагогического уровня участвовала в конкурсах:
- в 2012 году стала победителем профессионального конкурса «Я – новый учитель»;
- в 2012 году награждена медалью «Лучшему учителю» лицея ;
- в 2013 году участвую в лицейском конкурсе «Лучший из лучших учителей» в номинации «Маленькая страна» (конкурс еще не закончен).
Педагогическую квалификацию повышала в 2012 году по теме:
«Тенденции и направления развития современной начальной школы в условиях модернизации российского образования» (150 часов).
Кроме этого занимаюсь самообразованием. В различных информационных источниках отыскиваю новые формы, методы, приемы обучения и воспитания, использую опыт передовых учителей и нахожусь в творческом поиске.
В перспективе дальнейшей деятельности лежит более углубленное изучение инновационных технологий, расширение круга моего участия и моих учеников в различных конкурсах; а также наблюдение, изучение фактов, жизненных событий, всяческого поощрения и поддержки самостоятельных творческих задумок и начинаний моих учеников.




Комментариев нет:

Отправить комментарий