Описание системы опыта работы учителя начальных
классов Племяниковой Т. В.
Я
окончила Тульский государственный педагогический институт им. Л. Н. Толстого в
1987 году по специальности учитель начальных классов . На протяжении всего
последующего времени работала по полученной специальности в
общеобразовательных школах г. Тулы. С
2007 года преподаю в начальных классах МБОУ «Лицей №1», где введено предметное
обучение, и проводился эксперимент по ускоренному обучению в начальной школе.
На
своих уроках применяю различные технологии: ИКТ, игровые,
личностно-ориентированные , разноуровневые, проектные, здоровьесберегающие,
коммуникативные и другие.
На
современном этапе наблюдается всестороннее массовое внедрение информационных
технологий во все сферы образования. Перед каждым учителем стоят новые задачи:
овладеть навыками работы с компьютерной техникой и методикой применения
компьютера как средства обучения, уметь находить, использовать нужную
информацию, научить этому детей. Я стараюсь в полной мере овладеть основами
необходимых знаний по практическому использованию компьютерных технологий,
применять их в учебном процессе. Разрабатываю уроки с использованием программы Power point,
осваиваю медиаресурсы и пытаюсь использовать возможности интерактивной доски,
установленной в этом учебном году в кабинете. Используя компьютерные
технологии, я вижу повышение мотивации детей к учебе, углубление их знаний.
Информационные компьютерные технологии на уроках и во внеурочное время – одни
из главных моих помощников в работе.
Замечательным
средством обучения и воспитания является игра. Особенностью игровых технологий
является то, что в игре все равны. Она посильна практически каждому ученику.
Чувство равенства, атмосфера увлеченности, ощущение посильности заданий дает
возможность ученику самоутвердиться, быстрее и лучше усвоить программный
материал.
Регулярно
использую на своих уроках развивающее обучение. Это помогает развить в ребенке
интеллектуально творческую личность,
креативное мышление. Много внимания уделяю здоровьесберегающей
технологии. Учебный день начинаем с небольшой физзарядки, которую проводят
дети. На уроке провожу не только физминутки, но и упражнения для глаз, для
нормализации осанки, пальчиковые игры.
В
своей деятельности создаю проблемные, поисковые, исследовательские ситуации на
уроках. Для эффективности урока использую разные формы обучения: фронтальную,
индивидуальную, работу в парах и группах, а также различные методы обучения:
словесные, наглядные, поисковые, исследовательские; использую разные виды
контроля: тесты, зачеты, взаимопроверки, применяю проектную методику.
Использование проектной деятельности способствует подготовке учащихся к
реальным условиям жизни. Она выявляет и развивает творческие способности. Работа
над проектом способствует умению планировать и организовывать свою
деятельность, расширяет кругозор учеников.
Каждый
ребенок обязательно должен находиться в ситуации успеха. Ее помогает
поддерживать важный метод саморефлексии – портфолио. Считаю, что эта работа
способствует повышению самооценки ученика, развитию мотивации, творческого
роста. Портфолио позволяет проследить индивидуальный прогресс ученика в
процессе обучения.
На
протяжении трех лет изучала новые образовательные стандарты, во главе угла которых
стоит использование системно-деятельностного подхода в обучении. Нужно строить
свою работу так, чтобы дети добывали знания сами. Не просто получили
определенную сумму знаний, умений и навыков, а самостоятельно могли
анализировать, мыслить, познавать, оценивать, самовыражать свою деятельность.
Сейчас, работая в первом классе, осваиваю новые стандарты на практике. Честно
говоря, приходится нелегко, но я понимаю всю важность и актуальность работы.
В
настоящее время я работаю по обновленной программе «Школа России», веду русский
язык и литературное чтение.
Основная
задача уроков русского языка –
развитие школьника как личности,
полноценно владеющей устной и письменной речью. Большое внимание уделяю
формированию каллиграфических, орфографических и пунктуационных навыков,
работаем над обогащением словарного запаса, толкованием слов, обращаемся к
истокам слова, подбираем однокоренные слова, синонимы, антонимы, разбираем
фразеологизмы. Детям очень нравится выполнять творческие работы. При работе над
развитием орфографической зоркости много лет использую некоторые эффективные,
на мой взгляд, приемы, о которых хотелось бы упомянуть.
Зеленая ручка. Уже работая в
прописях, ученики выделяют зеленым цветом «опасные буквы в словах». При такой
работе у ребенка автоматически срабатывает сигнал: «Стоп! Остановись и
подумай!». Это значит, что ребенок остановится до того, как успеет сделать
ошибку.
«Волшебный» квадратик. Это первый помощник при проверке
письменной работы. Закрыв строчки кусочком картона, ученик медленно, по слогам
открывает и прочитывает написанное слово: квадратик не дает глазу «бежать» при
чтении дальше. Таким образом, можно найти или пропущенную букву, или
неправильно написанное соединение букв, или ошибку.
Какография. На мой взгляд,
это интересный прием, связанный с вопросом применения на уроках проблемного
обучения. Это умышленно ошибочное письмо, которое предлагается ученику с целью
нахождения и исправления ошибок. Исправление детьми чужих ошибок позволяет им
корректировать собственные записи, видеть и исправлять свои ошибки, допущенные
на изученные ранее орфограммы. Это помогает воспитывать самостоятельность
мышления, наблюдательность, интерес к учению. Задания позволяют создать
атмосферу сотрудничества на уроке. «Какография, -утверждал К.Д. Ушинский, -употребляемая
вовремя и с умением…,занятие весьма полезное; но ее должно употреблять только
как проверку и закрепление орфографических знаний, уже приобретённых учеником».
Он также предостерегал учителей от несвоевременного и частого употребления
какографии, «ибо неправильно написанное слово затверживается в памяти зрения»
Словарики. Для лучшего
написания слов с непроверяемым написанием записываем их в блокнотики. Удобно
повторять слова, готовится к словарному диктанту, выполнять другие виды работ
на уроке и дома.
Многобуквы и росчерки. Изучая
методическую литературу по русскому языку, я обращала внимание на однообразие
заданий и скучный для детей формальный подход к проведению минуток
чистописания. Считаю, что каллиграфическая минутка должна быть интересной,
обязательно связанной с новой темой урока или с повторением пройденного
материала. Стараясь отойти от однообразного прописывания букв и их соединений,
в УМК «Школа-2100» я нашла интересные приемы по каллиграфии – многобуква и
росчерки и дополнила работу с ними. В зависимости от темы урока можно включать
в многобукву, например: разные группы согласных и гласных букв, двузвучные
гласные, заглавные буквы, с нижним, верхним соединениями, предлоги и т.д.
Бывает, в многобукве дети находят большое количество букв. Тогда можно
придумать разнообразные дополнительные задания:
найди лишнюю букву, раздели буквы на группы, выпиши буквы, в которых
содержится тот или иной элемент, запиши буквы в алфавитном порядке, придумай
слова с данной группой букв, и т.д. Росчерки развивают скоропись, точность
линий, глазомер, закрепляется начертание отдельных элементов, параллельность
штрихов, одинаковый наклон.
На
уроках чтения работаю над
формированием и развитием у учащихся речевых навыков, главным из которых
является навык чтения. Наряду с развитием беглого чтения ведется работа над
умением постигать смысл прочитанного, обобщать, выделять главное, эмоционально
откликаться на прочитанное, работать над расширением кругозора через чтение
разнообразных по жанру и содержанию книг. Детям нравятся уроки чтения. Интерес
к чтению прививаю с первых уроков обучения грамоте. Разнообразные формы и
методы обучения грамоте приносят большой успех и хорошие результаты. Очень
радует, что все дети систематически приходят в библиотеку, чтобы взять книгу
для самостоятельного чтения. В начале каждого урока провожу жужжащее чтение
(2-4 минуты). Часто использую прием инсценирования прочитанного произведения.
Он эффективен для развития речи детей. Традиционным стало «каникулярное
чтение», после которого ученики приносят прочитанную книгу в класс,
пересказывают понравившийся эпизод. Из книг создаем выставку – библиотечку, где
каждый может взять почитать заинтересовавшую его книжечку. С увлечением дети
создают рукописные журналы, газеты, книжки-малышки. Дети с удовольствием ждут ежемесячную
проверку техники чтения. Как правило, она радует и меня, и их улучшением
качества и увеличением количества прочитанных слов.
Методическая
тема, над которой я работаю, называется «Совершенствование техники чтения
младших школьников». Мной разработаны и созданы индивидуальные задания, которые
помогают учащимся овладевать навыками грамотного чтения.
Результатом
использования мной различных образовательных технологий является следующий
уровень успеваемости:
2008-09 уч. г.
|
2009-10 уч. г.
|
2010-11 уч. г.
|
2011-12 уч. г.
|
2012-13 уч. г.
|
||||||
Рез-ть
|
Кач-во
|
Рез-ть
|
Кач-во
|
Рез-ть
|
Кач-во
|
Рез-ть
|
Кач-во
|
Рез-ть
|
Кач-во
|
|
Русский язык
|
100
|
86
|
100
|
87
|
1 кл.
|
1 кл.
|
100
|
100
|
100
|
100
|
Литературное
чтение
|
100
|
100
|
100
|
100
|
1 кл.
|
1 кл.
|
100
|
100
|
100
|
100
|
Мои
ученики принимали участие в различных лицейских, районных, всероссийских
конкурсах и олимпиадах. В международной лингвистической игре-путешествии «Русский
медвежонок- языкознание для всех». В Областном заочном конкурсе
исследовательских работ «Путешествие по линиям Родословной» (2012 год), в районном
конкурсе чтецов «Во имя Родины и памяти стихи живут средь нас по праву»,
посвященном празднованию 65-летия Победы, в районной олимпиаде по русскому
языку мои ученики стали победителями.
Для
повышения своего методического и педагогического уровня участвовала в
конкурсах:
-
в 2012 году стала победителем профессионального конкурса «Я – новый учитель»;
-
в 2012 году награждена медалью «Лучшему учителю» лицея ;
-
в 2013 году участвую в лицейском конкурсе «Лучший из лучших учителей» в
номинации «Маленькая страна» (конкурс еще не закончен).
Педагогическую
квалификацию повышала в 2012 году по теме:
«Тенденции и
направления развития современной начальной школы в условиях модернизации
российского образования» (150 часов).
Кроме
этого занимаюсь самообразованием. В различных информационных источниках
отыскиваю новые формы, методы, приемы обучения и воспитания, использую опыт
передовых учителей и нахожусь в творческом поиске.
В
перспективе дальнейшей деятельности лежит более углубленное изучение
инновационных технологий, расширение круга моего участия и моих учеников в
различных конкурсах; а также наблюдение, изучение фактов, жизненных событий,
всяческого поощрения и поддержки самостоятельных творческих задумок и начинаний
моих учеников.
Комментариев нет:
Отправить комментарий